Новости

Думе Чукотского автономного округа 25 лет

ДУМЕ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 25 ЛЕТ!

Сегодня, 10 апреля 2019 года, законодательный орган власти нашего региона – Дума Чукотского автономного округа отмечает свой юбилей. Ей исполняется 25 лет. Позади четверть века ежедневной напряжённой работы нескольких депутатских поколений, целый пласт разработанных и принятых законов регионального действия, по которым живёт округ, в стадии разработки находятся очередные законопроекты, и процесс этот не останавливается ни на один день. Дума Чукотского автономного округа образца 2019 года представляет собой устойчиво и стабильно работающий механизм в области законотворческой деятельности. Но как и с чего всё начиналось 25 лет назад и как шло все эти годы?

  А начиналось всё с Указа Президента РФ № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 года, согласно которому устанавливалось избрание населением в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения органов представительной власти (собрания, думы и т.п.) в составе 15 - 50 депутатов, работающих на постоянной основе.

  После проведения всенародного референдума Чукотский автономный округ к тому времени вышел из состава Магаданской области и стал полноправным субъектом федерального подчинения, и 11 января 1994 года было подписано постановление главы Администрации Чукотского автономного округа «О выборах в представительный орган государственной власти Чукотского автономного округа в 1994 году».

  Постановление определяло, что новый представительный орган власти в округе который придёт на смену Совету народных депутатов, будет называться Думой Чукотского автономного округа.

  Выборы во вновь образованную Думу Чукотского автономного округа проводились 10 апреля 1994 года со сроком полномочий депутатов -два года. Первому созыву депутатов пришлось работать в крайне тяжёлой социально-экономической обстановке, сложившейся в округе в тот время: на рынке труда в регионе возникла критическая ситуация, были ликвидированы крупные горнодобывающие и градообразующие предприятия Иультинский и Певекский ГОКи. С 1993 по 1995 годы население округа сократилось на 38%, люди оказались без работы и средств к существованию, закрывался целый ряд населённых пунктов.

  Но именно первый созыв Думы определил основные направления будущей законотворческой работы. Депутаты приняли ряд законов в сфере государственно-правовой системы автономного округа, бюджета, финансов и налогов, избирательной системы, началась разработка основного закона округа – Устава Чукотского автономного округа.

  Принятый в 1996 году Закон Чукотского автономного округа «О Думе Чукотского автономного округа» расставил акценты во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти региона, разделил ответственность и поле деятельности каждой из них.

  За первые полтора года своей деятельности Дума округа I-го созыва приняла свыше 100 решений различной направленности.

  В 1997 год Дума Чукотского автономного округа II-го созыва входила с обновлённым депутатским корпусом. Её деятельность осуществлялась с декабря 1996 года по декабрь 2000 года. За это время депутаты приняли порядка 187 законов, в том числе такие фундаментальные, как «Устав Чукотского автономного округа», «О местном самоуправлении в Чукотском автономном округе», ставшие основой региональной законодательной системы.

  С 1998 года депутаты начали формировать региональную правовую систему в области экономики, финансов и бюджета. Это были годы глубочайшего социально-экономического кризиса. Чукотку сотрясали постоянные забастовки, заработная плата не выплачивалась людям в течение многих месяцев, катастрофический спад промышленного производства, гигантский объём кредиторской задолженности, число сельскохозяйственных предприятий сократилось на 8,1%, массовый отток населения... Таковы были реалии того времени.

  Тем не менее, депутаты взяли на себя контроль над социально-экономической ситуацией, чтобы законодательно влиять на её стабилизацию, утвердили новую структуру исполнительной власти в округе, представленной Администрацией Губернатора и Правительства округа, департаментами, управлениями и комитетами, что позволяло исполнительной ветви власти более эффективно управлять территорией в период системного кризиса.

  В 1999-2000 годах Дума приняла законы, направленные на государственную поддержку морского зверобойного промысла, северного оленеводства и поддержку необходимых условий для жизни лиц из числа коренных малочисленных народов Чукотки в целях сохранения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.

  В феврале 1999 года Дума утвердила создание Счётной палаты Чукотского автономного округа как независимого государственного контрольного органа за эффективным использование бюджетных и внебюджетных средств.

  С избранием депутатом Государственной Думы от Чукотского автономного округа Романа Абрамовича в округе наметились положительные социально-экономические перемены. И в XXI век Чукотка входила со своим новым Губернатором Романом Абрамовичем.

  Законы, принятые Думой в этот период, охватывали практически все вопросы экономической, социальной и общественно-политической жизни округа, расширили управленческие функции органов местного самоуправления, усиливали влияние на решение повседневных вопросов граждан, повышали контроль за использованием бюджетных средств, укрепляли самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования местного бюджета и управления муниципальной собственностью.

  Депутаты вносили законодательные инициативы в Государственную Думу РФ, направленные на дальнейшее развитие социальной политики государства в интересах граждан.

  Был принят закон «О схеме управления Чукотским автономным округом», определена система органов государственной власти региона. С этого же времени Чукотка вступила в эпоху кардинальных позитивных изменений социально-экономического развития. Впервые за десятилетие бюджет округа носил не антикризисный, а стабилизационный характер, заработная плата работникам бюджетной сферы впервые за многие годы начала выплачиваться в полном объёме.

  20 ноября 2001 года Дума приняла Постановление № 263 «Об Общественной молодёжной палате при Думе Чукотского автономного округа». Общественная молодёжная палата создана для изучения проблем молодёжи в округе, своевременного реагирования на них со стороны органов государственной власти региона, содействия деятельности Думы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодёжи, подготовки рекомендации по решению молодёжных проблем.

  В 2004 году Дума отметила первое десятилетие своей работы. За этот период депутаты разработали и приняли более 450 законов, каждый из которых имел огромную важность для территории, и по которым Чукотка жила и живёт; было создано правовое поле, которое становится шире с каждой проведённой сессией законодательного органа власти региона.

  Чукотка, северяне на деле ощущали, какое крайне важное значение во всей общественно-политической жизни округа, каждого его жителя имеет деятельность законодательного органа власти региона, играющего связующую роль между населением округа и исполнительными органами власти, являясь своего рода регулятором того баланса, который сложился согласно Конституции между исполнительной и законодательной ветвями власти территории.

  Дума Чукотского автономного округа IV созыва приступила к работе 20 января 2006 года. Основной упор депутаты делали на принятие и исполнение региональных целевых программ, убедившись в их преимуществе над традиционным финансированием какой-то отдельной отрасли, как это делалось раньше. Социально-экономическая ситуация в округе продолжала улучшаться. Значительные подвижки наблюдались в сельском хозяйстве. Один из наиболее характерных показателей происходивших в округе перемен – демографический: уровень рождаемости в округе за эти годы увеличился в полтора раза, а смертности, напротив, снижался на 23%. Большинство принятых законов также как и раньше, носили социальный характер и были направлены на поддержку и защиту населения: инвалидов, пенсионеров, детей, малоимущих и малообеспеченных граждан, жителей сельской местности, работников бюджетной сферы – врачей и учителей, многодетных семей и семей, воспитывавших детей-сирот.

  Благодаря принятым антикризисным мерам органами государственной власти и местного самоуправления социально-экономическая ситуация в округе находилась под постоянным контролем. В 2008 году в округе началось проведение реформы административно-территориального устройства, направленной на укрупнение муниципальных образований региона, предусматривающей объединение нескольких муниципальных районов. Дума и Правительство Чукотского автономного округа определили проблемы детей, материнства, семьи, людей старшего поколения и инвалидов важнейшими направлениями социальной политики в регионе.

  13 марта 2011 года состоялись выборы в Думу Чукотского автономного округа V созыва. Это были первые региональные выборы на Чукотке, в которых приняли участие сразу несколько политических партий. В октябре 2013 года были утверждены региональные программы: по поддержке жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; по социальной поддержке населения; по поддержке физкультуры, спорта и туризма. В центре внимания депутатов V-го созыва оставались самые насущные вопросы жизни округа: развитие экономики, социальной сферы, состояние жилищно-коммунального хозяйства, поддержка здравоохранения, образования, культуры. Принятые в тот период законы были направлены на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие малого бизнеса, профилактику коррупции.

  18 сентября 2016 года прошли выборы в Думу Чукотского автономного округа VI созыва. На этот раз в Думу были избраны 15 депутатов, а не 12, как прежде. Впервые в Думе представлены четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», однако перед всеми их представителями, вновь избранными депутатами, стояла одна задача – в одной команде напряжённо работать на благо округа и его жителей, создавая единое правовое поле на основе эффективной законодательной базы.

  В центре внимания народных избранников остаются все сферы хозяйственной жизни региона – бюджетная наполняемость, исполнение государственных программ и майских Указов Президента Российской Федерации, дальнейшее развитие промышленности, оленеводства, морзверобойного промысла, поддержка малого и среднего бизнеса, исполнение всех социальных гарантий населения округа.

  Каждый новый состав Думы Чукотского автономного округа – это новый этап развития законотворчества, и с каждым новым этапом растет компетентность и профессионализм депутатского корпуса, процесс совершенствования законодательства округа продолжается.

  Позади у парламента Чукотки 25 лет ежедневной напряжённой законодательной работы. За четверть века Дума стала неотъемлемой частью государственно-политического устройства нашего северного региона, без которой сегодня попросту невозможно представить повседневную жизнь быстро развивающейся территории, живущей по законам, которые разрабатываются и принимаются несколькими поколениями депутатов – по-настоящему народных избранников, работающих на благо северян и своего края.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!