Новости

Молодёжные Парламентские слушания "Цифровое портфолио: вызовы и возможности"

30 мая 2019 года Общественная молодёжная палата при Думе Чукотского автономного округа провела Молодёжные Парламентские слушания по теме «Цифровое портфолио: вызовы и возможности». В них, помимо депутатов окружной Думы, приняли участие учащиеся Чукотского окружного профильного лицея, средней школы города Анадыря, студенты Чукотского многопрофильного колледжа.

  Открывая слушания, председатель Общественной молодёжной палаты Ирина Сенаторова сказала, что суть слушаний такова, что общество и государство переходят на цифровой формат. Образовательная деятельность в стране тоже будет находиться в цифровом поле, с последующим значительным снижением уровня бумажной работы. Нужно понимать, что страна вступает в эпоху социальной мобильности.

  Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» невозможна без участия гражданского общества, он определяет создание к концу 2024 года системы индивидуальных цифровых портфолио, а реализация этих механизмов призвана способствовать формированию системы дополнительной мотивации учащихся необходимых государству и обществу компетенций, обеспечив подготовку молодёжи к поступлению в ВУЗы и на госслужбу.

  Помимо этого, цифровое портфолио может использоваться при трудоустройстве молодых людей. Цифровое портфолио предполагает информацию об образовании молодого человека с перечнем олимпиад, в которых он принимал участие, выданных ему сертификатов, о его научной деятельности. Также предусматривается информация об инициативах, участие в неформальных образовательных кружках, о реализованных проектах и т.д., возможность тестирования знаний по итогам каждого года обучения. Цифровое портфолио должно дать учащимся, родителям, педагогам возможность осуществлять мониторинг образовательного процесса, возможность получить приглашение поступить в тот или иной ВУЗ или найти работу своей мечты.

  Исходя из этого, готовится проект Федерального закона «О системе электронных портфолио учащихся». Данная инициатива является продолжением Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» - «Обеспечена возможность формирования индивидуальных портфолио обучающихся на созданной платформе «Современная цифровая образовательная среда, в том числе за счёт использования набора сервисных и интеграционных решений».

  Подобные электронные портфолио позволят эффективно отслеживать путь учащегося от самого начала обучения в школе до выпуска.

  Депутат Думы округа Юлия Бутакова отметила, что всё начиналось с электронных дневников в школе, в которые учителя вносили также и достижения и успехи учеников. Однако продолжения этому не последовало. И пока на федеральном уровне не будет определено, для чего это нужно, в ВУЗах и в средне-специальных учебных заведениях, у работодателей портфолио не будет востребовано. Тем не менее, первый шаг в этом направлении уже был сделан. Нет сомнения, что со временем и портфолио тоже будет востребовано и станет неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь достижения учащихся заключаются не только в учёбе, но и в общественной жизни, в увлечениях человека, которые определяют развитие его личности. Человек должен быть всесторонне развит. И чем больше у него будет интересов в различных сферах (в спорте, в искусстве), тем интересней он будет для того же работодателя. Если этот вопрос поднимается уже на государственном уровне, значит, государство заинтересовано во всесторонне развитой личности. Уже сегодня в ВУЗах учитывается участие школьника в олимпиадах, в соревнованиях различного уровня, наличие у него наград, и при поступлении он получает дополнительные баллы. Электронная систему учёта достижений учащихся уже есть, она создана и действует, но работает она однобоко, потому что учитывает только учебную деятельность, успеваемость ребёнка на уроках. Допустим, ребёнок – не отличник, у него высоких достижений в учёбе, но он при этом может быть замечательным спортсменом, художником, музыкантом, принимать активное участие в общественной жизни. Да и условия у всех разные. У сельских детей нет таких возможностей проявить себя, как у городских. И здесь система учёта достижений была бы как раз всесторонняя. Глядя портфолио ученика, можно было бы увидеть, как он обучался и каковы его интересы в жизни. То есть, этот пробел как раз и был бы восполнен. Электронная система учёта достижений учащихся в этом плане хорошо продумана. Её осталось лишь реализовать. Она стала бы большим плюсом. Но если возложить это только на родителей, мы опять поставим детей в неравные условия. Если же образование возьмёт на себя эту миссию, то дети хотя бы будут находиться в одинаковом положении. А родители смогут помогать, отслеживать, что внесено или не внесено в портфолио. Да и работодатель работодателю рознь. Одному это не интересно, а другой, напротив, как раз обратит на это особое внимание. Нельзя всех грести под одну гребёнку.

  Заместитель руководителя Фонда поддержки молодёжи Владимир Бедункевич сказал, что нужно понимать, что у каждого ученика есть родители, поэтому не нужно перекладывать на школы и иные образовательные учреждения то, что могут делать и родители, и эти обязанности и нужно вменить родителям, чтобы они вели портфолио совместно с классным руководителем. Конечно, есть многодетные семьи, малоимущие, которым нужна будет помощь со стороны той же школы. В школах можно создать комитеты по подготовке портфолио. Для этого разработать инструкцию по защите персональных данных. У нас утеряна связь «школа – ВУЗ (или средне-специальное учебное заведение)», которая была в стране раньше. Человек приходит после школы в ВУЗ, ему говорят, - забудь, что было в школе. После ВУЗа он приходит на предприятие, ему говорят, - забудь, что было в ВУЗе. Поэтому государство должно вменить работодателю, чтобы он работал с ВУЗами, ВУЗ в свою очередь работал со средним образованием, а среднее – с начальным. Когда эта цепочка будет работать сообща, тогда и можно будет говорить о цифровом портфолио. Нужно понимать, что страна переходит на цифру, хотим мы этого, или нет. И мы будем жить в цифровом обществе. И нужно поменять форму ЕГЭ. Либо проводить его в тестовом режиме, либо в письменном варианте для тех, кому те или иные предметы не нужны.

  Учащаяся Анадырской средней школы Вероника Стукалкина остановилась на том, что цифровое портфолио усложнит жизнь, потому что во многих ВУЗах оно не учитывается. Там, прежде всего, интересуются оригиналами. А внесение всех наших грамот в цифровую базу лишь будет утяжелять информацию. Это лишняя нагрузка на учителей, которые и без того сегодня загружены сверх меры, и на самих учащихся. В наших сёлах сегодня интернета нет, у многих сельских учащихся нет компьютеров. Этот фактор тоже нужно учитывать. Я думаю, что работодатель попросту не будет смотреть на портфолио, собранное в школе. Его больше будут интересовать достижения его потенциального работника в университете. Всех интересует только опыт человека, - а что он может, что он умеет? Грамоты, полученные в школе, во взрослой жизни человеку не пригодятся. Если вносить в портфолио ещё и достижения, это не будет интересовать никого, тем более если у тебя низкий балл. И если ты не участвовал в олимпиадах, твои другие достижения в чём-то не будут интересны никому. Зачем в портфолио вносить ещё что-то, что не касается школы? Ведь на это даже не посмотрят. Я лично занимаюсь танцами много лет. Но зачем мне это моё увлечение вносить в портфолио, если это никак не отразится при моём поступлении в ВУЗ, где в первую очередь будут смотреть только на мои баллы по успеваемости? Тем более что портфолио усложняет и без того напряжённую работу педагога и ученика. На то чтобы вносить туда все свои достижения в общественной жизни, будет уходить масса времени помимо консультаций, дополнительных занятий, подготовки к олимпиадам, к экзаменам и проч.

  Учитель Анадырской средней школы Елена Дмитрюк сказала, что электронный дневник находится под паролем, введя который классный руководитель может войти только в свой класс и никто кроме него не сможет войти в базу и добавить туда в цифровом формате грамоты. В классе 20 детей. Дети очень талантливые и занимаются многими видами спорта и искусства, имея за год более десяти грамот и наград. На то чтобы забить всё это в портфолио потребуется много времени. А кроме педагога этого никто сделать не сможет. Потом потребуется выгрузить эти данные. Процесс непростой, трудоёмкий. А если потом всё это не будет востребовано, то зачем всё это? Есть дети, которые не принимают участия ни в какой общественной жизни и ничем не увлекаются, или занимаются тем, за что наград не дают. Ученик может просто хорошо заниматься, быть прилежным, просто хорошим человеком, но грамоту за это учитель ему дать не может, а только может отразить все его положительные качества в характеристике. Как в этом случае будет его оценивать работодатель по портфолио? То есть, мы имеем уже дело с этической стороной вопроса. У нас распространена система портфолио, когда мы собираем детей на конкурс «Лучший ученик» для отправки их в лагеря типа «Артек». Поэтому этот рейтинг необходим. Но Грамоты ученика учитываются только нынешние, а не те, что вручались раньше. Разве можно сравнивать достижения воспитанника детского сада и достижения старшеклассника? Нужно, чтобы учащайся сам мог входить в портфолио и вносить свои достижения в него, чтобы снять нагрузку с тех же преподавателей, которые могут оказывать техническую помощь, что-то подсказать. Процесс должен быть обоюдный и равносторонний. Ребята должны сами брать на себя ответственность за свои достижения. Если для ребят у нас в школе слесарные, столярные мастерские. Для девочек – кулинария, швейные мастерские. Но нужны и компьютерные кабинеты с подготовленными педагогическими кадрами. Это тоже нужно учесть при подготовке Закона.

  Председатель Думы Чукотского автономного округа Александр Маслов сказал, что мы все входим в цифровое пространство, в цифровую экономику. Это уже не завтрашний день, а требования сегодняшнего дня. Президент России Владимир Путин во время посещения выставки искусственного интеллекта сказал, что «тот, кто завтра будет владеть искусственным интеллектом, станет властелином мира. Поэтому Россия отставать здесь не имеет права». Речь идёт как раз об этом. Мы уже все находимся в цифре. У всех есть компьютеры, гаджеты, мы все сидим в интернете. 3 июня Чукотка полностью переходит на цифровое телевидение. Все сферы нашей жизни уже подключены к цифре. Здравоохранение вошло в цифру, в телемедицину, когда ещё и интернета не было. Казалось бы, мобильные телефоны на Чукотке появились только при Абрамовиче, не так давно, а сейчас молодёжь вся сидит в телефонах. И не только Анадырь, но и все наши сёла в сетях сидят. А технологии развиваются стремительными шагами. Каждый день нам приносит что-то новое. Вот и Президент говорит, - нам нельзя опаздывать! И в образовании мы тоже все уже находимся в цифре, так как есть электронный дневник. И я, как родитель, в любой момент могу войти в электронный дневник и увидеть, каковы успехи, или неуспехи, у моего ребёнка. Портфолио необходимо, потому что оно отражает весь спектр развития личности ученика. Но надо, чтобы на учителей не возлагалась лишняя нагрузка. Ведь электроника дана для того, чтобы не утяжелять, а, напротив, облегчать, улучшать жизнь человеку. Получается парадоксальная ситуация: мы внедряем цифру, а количество бумаг при этом возрастает! Мы сегодня обсуждаем не то, что нужно цифровое портфолио, или не нужно. Оно уже пришло в нашу жизнь. Мы обсуждаем, как его сделать лучше. 1. Нужно, чтобы педагогам было лучше и легче работать. 2. Чтобы была заинтересованность у самих учащихся. Но базой, основой всегда будут являться знания ученика, учёба. Это фундамент. Но человек – часть общества. Немаловажно и то, насколько активен он в общественной жизни, каковы его интересы, насколько он развит духовно. Он может хорошо работать. Но как он ассоциирует себя в обществе, в коллективе, в отношениях с людьми? Раньше всё это тоже учитывалось при поступлении в ВУЗ. Смотрели не только на твои отметки, но и на то, насколько ты активен в общественной жизни, каковы твои личностные интересы. Если ты занимаешься спортом, тебя включали в институтскую команду. Участвуешь в художественной самодеятельности? Тебя включали в институтскую команду КВН. Да и в жизни это всегда пригодится. Только не нужно превращать это в обязаловку. Тогда мы точно отобьём желание у человека. Будет обратная реакция. Это должно быть добровольно. Хочет ученик иметь своё цифровое портфолио, он сам будет заинтересован в нём. Не хочет, это его право. И о работодателе не нужно говорить огульно, что никому это не интересно. Я сам был работодателем, и мне интересно было знать о человеке, который приходил ко мне на работу, как можно больше. Чем он живёт, каковы его интересы, какова его жизненная позиция? Чем он увлекается и занимается помимо работы? Характеристика ведь не отражает всей полноты знаний о человеке. Надо сказать, что на Западе электронная кадровая система работает давно. Там работодатель может войти в интернет и всё о человеке, который устраивается к нему на работу, узнать. И если работодатель увидит, что человек был уволен за какие-то проступки, он уже его на работу к себе не возьмёт. А человек будет знать, что жить нужно правильно, не нарушая закон, ибо про него в электронном виде уже всё известно. Грамот, действительно, вручается много. Поэтому нужно определить уровень наград, вносимых в портфолио. Например, вносить туда награды Правительства, Думы округа, городской Администрации, Администрации района. Которые имеют вес и статус. Мы на последнем звонке наградили Почётной грамотой Думы 12 выпускников за выдающиеся достижения в учёбе! Вот на такую награду уже при поступлении в ВУЗ обязательно обратят внимание!

  Корреспондент ГТРК «Чукотка» Анастасия Матросова сказала, что, как работодателю, ей интересно было бы ознакомиться с портфолио своего потенциального работника, узнать его интересы, увидеть его награды, чтобы иметь полное представление о человеке, который будет работать у неё в коллективе.

   Корреспондент радио «Пурга» Ян Голубев отметил, что для работы по составлению портфолио нужен специалист, который будет собирать, систематизировать и вставлять всю необходимую информацию об учащемся. То же касается и дополнительного образования. Например, занимается человек в художественной школе, или в школе танца, и там тоже нужно предусмотреть электронное фиксирование успехов и достижений человека в той или иной сфере в региональных ли, во Всероссийских ли, или в Международных конкурсах. При поступлении в ВУЗ достижения ученика в сфере дополнительного образования тоже учитываются, потому что это формирует его личность. А в ВУЗе или работодателя интересует, какими знаниями обладает человек и что он представляет из себя как личность, каков его духовный уровень и насколько высок его потенциал развития.

  Директор Фонда поддержки молодёжи Алексей Ушанов сказал, что сегодня на сайте «Молодёжь России» требуется портфолио, по которому можно определить достижения человека в той или иной сфере. Поэтому в будущем, если человек собирается принимать участие в общественной жизни, идти в политику, захочет получить грант, портфолио всегда потребуется. Сегодня ещё очень развиты социальные сети. Такие, например, как Инстаграм. И работодатель обязательно заглянет туда и сможет определить, что вы из себя представляете, если вы там зарегистрированы. Социальные сети это своего рода то же ваше портфолио.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!